Депутаты: еще два перечня и «базовые учебники»

Некоммерческая организация
«Ассоциация издателей и пользователей учебной литературы
«РОССИЙСКИЙ УЧЕБНИК»

Главная Поиск Карта сайта Версия для печати
Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку


Депутаты: еще два перечня и «базовые учебники»

15.05.2015
     В Госдуму внесен законопроект, в корне меняющий правила использования учебников в школе. Законопроектом предусматривается введение «базовых» школьных учебников математики, истории, русского языка и литературы, а также особого «базового федерального перечня», содержащего эти учебники. Заодно предлагается составлять федеральный перечень учебных пособий и внести изменения в Федеральные государственные стандарты образования (ФГОСы). Депутаты, которые инициировали законопроект, утверждают, что его принятие будет способствовать равенству прав учащихся на образование. 
     Законопроект, внесенный в нижнюю палату парламента 12 мая, предусматривает изменения в федеральные законы «Об образовании» и «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон «Об образовании» предлагается дополнить определениями учебника, ФГОСа, а также ввести новое понятие — «базовые учебники» (и «линейка базовых учебников»), причем оно вносится в контексте «федерального перечня базовых учебников». Кроме того, вводится понятие «федеральный перечень учебных пособий», то есть инициаторы хотят установить сразу еще два федеральных перечня. Один из пунктов законопроекта предусматривает передачу исключительных прав на базовые учебники государству, а преподавание математики, истории России, русского языка и литературы будет возможно только по учебникам, входящим в «базовый перечень». 
     Инициаторы законопроекта — депутаты от «Единой России» Ирина Яровая (председатель думского комитета по безопасности) и Вячеслав Никонов (глава комитета по образованию). И. Яровая давно уже продвигает идею «единых» (единственных) школьных учебников, исключающих вариативность образования. В середине прошлого года она вносила в парламент законопроект о введении единых учебников по истории, литературе и русскому языку. Однако этот документ вызвал отрицательные отзывы, поскольку в нем не были учтены положения одобренной президентом РФ Владимиром Путиным концепции учебно-методического комплекса по отечественной истории. По мнению депутатов, выраженному в пояснительной записке к новому законопроекту, «в отсутствие единого обязательного документа, устанавливающего базовое содержание учебных предметов, 52 тыс. российских школ создали 52 тыс. различных программ». В записке утверждается, что ни сами учащиеся, ни их родители, ни учителя «фактически не осуществляют выбор учебников при видимой вариативности учебников». Вариативность, соответственно, противоречит Конституции РФ, поскольку не обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования. Более того, это ведет к «социальной дискриминации» детей, которую и должна устранить «базовая линейка учебников» по четырем (пока) учебным предметам. Интересная деталь законопроекта — фактическое устранение Российской Академии наук из процесса проведения экспертизы учебников. Документом предусматривается «научно-педагогическая экспертиза», которая относится к компетенции Российской академии образования (РАО), а также общественная экспертиза («проводится посредством публичного размещения в Интернете и общественного обсуждения») и региональная (проводится субъектами РФ). Что касается ФГОСов, то, согласно законопроекту, их разработка должна входить исключительно в компетенцию РАО. Кроме того, они должны содержать программу образования, на основании которой и будут составляться базовые учебники. Напомним, ФГОСы для всех ступеней средней школы были утверждены в недавние годы Министерством образования и науки РФ. Финансирование затрат, связанных с принятием законопроекта, предполагается в основном за счет средств федерального бюджета. «При этом государство в этом случае при обеспечении школ базовыми учебниками будет оплачивать исключительно расходы, связанные с изданием указанных учебников, а не с закупкой коммерческого продукта, предлагаемого издательствами». 
     В результате И. Яровая и В. Никонов делают вывод, что реализация нового закона «не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов». В прессе уже высказываются предположения, что в случае одобрения законопроекта издательский бизнес ожидают серьезные перемены. Некоторые педагоги указывают на издательство «Просвещение» как на наиболее вероятного «выгодоприобретателя» от принятия нового закона. Говорят также об «идеологизации» системы образования и попытке превратить школу в площадку для пропаганды. 

Информация с сайта www.knigdelo.ru
© Журнал «Книжное дело»



ЗАЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ

Общественный совет Министерства образования и науки РФ крайне обеспокоен в связи с внесением в Государственную Думу РФ законопроекта № 789680-6, касающегося вопросов кардинального изменения федеральных государственных образовательных стандартов и введения «общих линеек базовых учебников». 

Указанный законопроект в самом деле касается весьма сложных и наболевших проблем. Однако предлагаемые вносившими законопроект уважаемыми депутатами решения могут привести к катастрофическим для системы образования последствиям: 

- Введение так называемого «базового содержания» в структуру стандартов, как механизм контроля и надзора, приведёт к ещё более мелочной, детальной и бессмысленной регламентации работы учителей. К тому же Президент РФ В.В. Путин уже давал поручение об определении в имеющихся школьных образовательных стандартах базового содержания без изменения их структуры. А базовое содержание в стандартах профессионального образования, прямым образом зависящего от результатов последних научных исследований и обновления технологий, вообще лишено всякого смысла. 

- Ограничение числа учебников до 1 по «Математике», «Русскому языку», «Литературе» и «Истории России» и обязательность их использования сделают невозможным обучение детей с разными потребностями (ограниченными возможностями здоровья, одарённых ребят и т.п.) и, главное, использование различных методических подходов учителей. Это также входит в конфликт с 44-й статьёй Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу преподавания. Нарушается и иное законодательство о методических свободах учителей. Возможно, следовало бы ограничить число учебников по каждому учебному предмету, но гарантированная законом разумная вариативность должна оставаться в любом случае. Введение лишь одного безальтернативного учебника демотивирует учителя, превращая его в толмача прописных истин, делая ненужным педагогический поиск. 

- Ряд мер, предлагаемых законопроектом, требует широкого общественного обсуждения и тщательного анализа их последствий. Введение федерального перечня не только учебников, но и всех учебных пособий в школе потребует значительных затрат на их экспертизу. Отказ от ЕГЭ по «Русскому языку» и «Литературе», синхронное изучение «Истории России» и «Литературы», обязательная устная часть экзамена по «Истории России» - всё это нуждается, по крайней мере, в дополнительной аргументации и серьёзных исследованиях. Приводимых общих идеологических рассуждений в пояснительной записке к законопроекту явно недостаточно. 

Следует также учитывать, что на введение с 2008 года уже существующих новых образовательных стандартов были затрачены миллиарды рублей; в обсуждении и апробации примерных школьных образовательных программ, ликвидируемых законопроектом, приняли активное участие сотни тысяч учителей; есть заметные улучшения в начальной школе, уже работающей по новым стандартам. От этого предлагается отказаться, на альтернативной основе уже третий раз за последние 15 лет разработав очередные новые образовательные стандарты. 

Законопроект противоречит не только различным стратегическим документам о развитии образования, но и складывающейся общемировой практике регламентации выбора учебной литературы, стандартизации образования. Не поддерживаем и считаем невозможным его принятие в действующей редакции. 

Члены ОС при Минобрнауки РФ: 
А.Л. Асеев, В.А. Болотов, А.А. Венедиктов, С.В. Волков, М.С. Гельфанд, 
М.Г. Иванов, А.М. Карачинский, А.В. Леонтович, В.Г. Лошак, М.Б. Пильдес, 
С.К. Смирнов, Е.А. Ямбург 

Ссылка на источник: минобрнауки.рф/документы/5603

Возврат к списку